Сейчас Фейсбуку и Твиттеру выгоднее оплатить штрафы, чем переносить пользовательские данные на серверы внутри России. Это может превратить глобальные компании в «интернет-государства», которые могут диктовать свои условия. С 2015 года по закону все интернет-компании должны собирать данные о пользователях и хранить эту информацию на территории РФ.
Требование объясняется вопросами безопасности. К этому времени произошло несколько утечек личных данных, которые привели к скандалам. Самые значимые утечки происходили именно с серверов, арендованных крупными компаниями. В феврале московский суд впервые оштрафовал иностранные компании, которые нарушили российский закон о локализации данных пользователей на территории страны. Сами поправки о повышении санкций были подписаны президентом в декабре 2019 года. Суд обязал компании Twitter и Facebook выплатить по 4 миллиона рублей. В Роскомнадзоре отметили, что готовы к диалогу с крупнейшими зарубежными игроками на рынке социальных медиа и мессенджеров, но те предложения игнорируют. По мнению экспертов, такая практика со стороны иностранных компаний продолжится. Ведь проще заплатить по их меркам мелкие штрафы. Большая часть компаний AliExpress, Google, eBay и PayPal добровольно согласились перенести данные, но есть и те, кто пошел на конфликт. В апреле Twitter и Facebook оштрафовали лишь на 3 тыс. рублей. После насмешливой ситуации в Госдуме предложили кратно повысить штрафы. В следующий раз компаниям грозит до 18 млн рублей. Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев считает, что и теперь крупные зарубежные компании предпочтут платить штрафы, нежели следовать российским законам. В 2019 году основатель Facebook Марк Цукерберг прокомментировал нарушения прав человека в России. По его словам, лучший способ защитить данные — не хранить их вовсе. О политическом влиянии интернет-гигантов впервые сообщалось после президентских выборов в США 2016 года. Тогда площадки вроде Facebook и Twitter обвиняли в способствовании распространению «оплаченной политической рекламы». Сейчас платформы создали свои правила распространения политической рекламы. По мнению специалистов, российскому законодательству необходимо дальше ужесточать штрафных санкций в отношении тех компаний, которые пытаются игнорировать национальное законодательство. Так, США оштрафовало Facebook на 5 млрд долларов за утечку данных пользователей.
Свежие комментарии